«Из глубоких предсказаний древности пришло, что наступит на Земле время
Светлое и доброе, и будет оно называться эпохой Матери Мира. Когда сама
Владычица Мира поведет нашу планету к общему благу всего человечества. В
эту эпоху будут процветать искусство и культура, прекратятся все войны и
другие бедствия. Матерь Мира будет проявлять себя через женщин и детей,
поэтому на женщину, как на ведущее начало, возлагается большая
ответственность: поднимаясь самой, помогать мужчине становиться лучше и
светлее. Великий русский художник Н.К. Рерих посвятил этому много своих
работ.
Ведущая 1924
Высоко в гору устремлённо поднимается женщина в белых
одеждах. А за ней, держась за край её длинного одеяния, на коленях
продвигается мужчина. Скалы своими вершинами тоже устремляются в небо,
как бы молясь ему.
Елена Ивановна Рерих писала: «...Женщина должна
настолько подняться сама духовно, нравственно и интеллектуально, чтобы
увлечь и мужчину за собою. Помните картину Николая Константиновича "Та,
которая ведёт" ("Ведущая"). Так женщина... должна стать не только
полноправной сотрудницей в устроении всей жизни, но и вдохновительницей
на жизненные подвиги».
Сама Елена Ивановна являлась высоким примером, конкретным воплощением этого предназначения женщины.
Ведущая 1932
«И опять на новую гору должна идти женщина, толкуя близким своим о путях вечных».
«И как апофеоз... духовного стремления, мне
хотелось в картине "Ведущая" дать светлый облик женщины, ведущей
искателя подвига к сияющим вершинам».
Н.К. Рерих «Держава Света», «Женщинам»
"Краски: синяя - мысль, розовая - сердце. Настоящая мудрость - если
прошла через сердце. Картина построена на принципе треугольников.
Треугольник - древний символ духовного развития человека. Чем выше
поднимается человек, тем шире раскрывается мир, познаваемое,
Беспредельность пути"».
Гунта Рудзитис
«В картине "Ведущая", посвященной жене художника, на
плане личной жизни Николая Константиновича и Елены Ивановны мы видим
редчайшую гармонию взаимоотношений этой поистине уникальной супружеской
пары, пронесенную ими по всему богатому и сложному жизненному пути, и
роль Елены Ивановны, которая вела мужа на протяжении всего этого пути по
горным вершинам духа. На уровне рассмотрения супружеской жизни вообще
перед нами предстает образ идеальных взаимоотношений между мужчиной и
женщиной. Также эта картина должна рассматриваться как образ возрождения
женщины, пробуждения к осознанию своей ведущей роли в жизни
человечества в целом. Ведь именно женщина на протяжении всей истории
человечества вдохновляла мужчину на великие дела. По мысли Рериха, это
явление должно стать знамением нашего времени, а для этого необходимо
духовное возвышение женщины и осознание ею своего предназначения матери,
воспитательницы, хранительницы чистоты очага и водительницы на крутых
путях восхождения. Эта картина и образ, и призыв, и "пророчество". Она
неисчерпаема, как философское обобщение, как универсальный символ, как
притча, которую можно прилагать к самым разным ситуациям, на самых
разных уровнях, получая целый спектр толкований, связанных воедино
основной идеей».
Н.Д. Попов
Ведущая 1944
Нежно-розовые лучи восхода окрасили вечные снега горных пиков и
коснулись одеяния женщины. Весь облик её устремлён ввысь, к самым
высоким вершинам. «Недаром очищенное сердце зовётся вершиною»8, —
сказано в книге «Сердце». Чистые помыслы и высокие духовные идеалы
делают лёгким самый крутой подъём; фигура женщины изображена словно на
взлёте, мы видим, как легка она в своём движении вверх — словно птица,
готовая улететь. В картине выражен один из великих законов жизни: закон единства и
сотрудничества двух начал — женского и мужского. Только вместе им
суждено дойти до назначенных высот. Ведущая знает, куда вести, она
знает, что «смысл и значение жизни — восхождение духа» (Е.И. Рерих).
Подвиг, вдохновение, сотрудничество — эти сокровища приносит женщина на
алтарь эволюции и ведёт за собой своего вечного спутника — мужчину.
«Мыслитель говорил: "Мужи мудрейшие, ваши усилия будут тщетны, если не
протянет вам руку женщина..."»
«Надземное»
Пройдя вместе многолетний жизненный путь с Еленой
Ивановной, будучи в путешествии по далеким Гималаям, 10 ноября 1941 года
Рерих занес в дневник: "Сорок лет - не малый срок. В таком дальнем
плавании могут быть извне встречены многие бури и грозы. Дружно
проходили мы все препоны. И препятствия обращались в возможности. …Как
всегда остаются не записанными лучшие переживания. Может быть и слов для
них недостаточно. Нигде не записаны труды и познания моей Лады. Уже не
говорю о философских достижениях. Кое-что из них вошло в письма к
друзьям и было напечатано (под пятью псевдонимами)" .
Литературные псевдонимы Елены Ивановны Рерих: Н.
Яровская (книга "Знамя Преподобного Сергия Радонежского"), Н. Рокотова
(книга "Основы буддизма"), Т. Сундри (статьи и заметки в альманахе
"Оккультизм и Йога"), Ж. Сент-Илер (сборник "Криптограммы Востока"),
Искандер Ханум (составление и перевод сборника писем Махатм "Чаша
Востока").
"Елена Ивановна была автором многих книг по
философии, по буддизму и до конца своих дней, я бы сказал до самого
последнего дня она работала, не прерывала этого своего замечательного
подвига".
С.Н. Рерих
Н.К.Рерих сразу почувствовал в своей жене Елене
Ивановне ту Ведущую, которой он в будущем за успешное духовное
водительство посвятил картину, именно так и названную: "Без тебя не
сдвинуть этих громад, висящих надо мною. Помнишь ли в сказке требовалась
молитва чистой девушки, чтобы спасти кого-то откуда-то. Чистая женщина
невидимой рукой ведет мужчину далеко". На картине изящная, хрупкая
женщина, изображенная в виде голубка, подаёт руку и помогает мужчине
взбираться на вершину - вершину духа. У Рериха горы - символ духовного
восхождения.