• Космогоническая тема по-прежнему остается ведущей в
творчестве Рериха. Своеобразное воплощение получила она в серии картин
"Вечные всадники”, 1918. Романтические образы рыцарей ночи, дня, утра и
вечера, рождённые облаками, проносятся над землей в таинственных
отблесках света [Л.В.Короткина. Н.К. Рерих. С-П, "Художники России”, с. 63].
• "Другая волнующая художника тема — это вечно
прекрасная, вечно святая тайна неба. К ней художник подошёл уже давно —
вспомним только "Небесный бой”, "Звёздные руны”, "Облако” и один из
эскизов к "Весне священной” (чудный гимн весеннему небу). Ныне же эта
тема углубляется и одухотворяется. Мастер всё вдохновеннее вглядывается в
нетленную красу небесных созвездий, всё крепче хочет связать её с
тайной земли, всё убеждённее ищет родственные нити между миром "этим” и
"тем” [Д.Н.Попов. Держава Рериха, с. 37. ]
Через всё творчество Рериха проходит тема
облаков... . облака, поразившие его необычайной формой, выражающие
"высшие” силы и "веления” ("Небесный бой”, "Веления неба” и другие); в
зарубежный период появляются "облака”, заключающие в себе тайну —
"Облако-вестник”, 1918, "Вещее облако”, 1912.
• Картины "Небесный бой”, "Видение”, "Веления
неба”, "Ждущая Карелия” и многие другие построены исключительно на
облачных образованьях. Прекрасна и небесная синева, особенно же когда
она на высотах делается тёмно-ультрамариновой, почти фиолетовой. Когда
мы замерзали на Тибетских нагорьях, то облачные миражи были одним из
лучших утешений. Доктор говорил нам, прощаясь вечером: "До свиданья, а
может быть и прощайте — вот так люди и замерзают”. Но в это же время уже
сияли мириады звезд, и эти "звёздные руны” напоминали, что ни печаль,
ни отчаяния не уместны. Были картины "Звёздные руны” и "Звезда героя”, и
"Звезда Матери Мира”, построенные на богатствах ночного небосклона. И в
самые трудные дни один взгляд на звёздную красоту уже меняет
настроение; беспредельное делает и мысли возвышенными. Люди определённо
делятся на два вида. Одни умеют радоваться небесному зодчеству, а для
других оно молчит, или, вернее, сердца их безмолвствуют. Но дети умеют
радоваться облакам и возвышают своё воображение. А ведь воображение наше
— лишь следствие наблюдательности. И каждому от первых его дней уже
предлагается несказуемая по красоте своей небесная книга. Была и картина
"Книга голубиная” [Н.Рерих. Листы дневника. том 2, с. 259].
|