Большое место в искусстве Рериха занимают образы
народных сказок. Изучая фольклор, он постоянно ощущал богатство
фантазии, красоту духовного мира русского человека. И если в
"исторических” полотнах пытался воссоздать "видимые” им картины
прошлого, то произведениями этого жанра стремился не только раскрыть
красоту народного творчества, но и убедить современников в том, как
поэтична была старина, оставившая такое богатое наследие.
Рерих обращался к самым древним, самым любимым
образам русских народных сказок. Его познания в этой области
неисчерпаемы. Темы всегда новы и занимательны. На полотнах художника по
небу плывёт ковёр-самолёт, возвышается причудливый замок кикиморы,
кудесники и колдуны творят земные и водные заклятья, землю и леса
населяют странные существа: змиевна, оборотни, лесовики, ведуньи.
Таинственны, молчаливы тропа прямоезжая, могила великана, туманный
замок.
... Сказочность, фантастичность сюжетов ведёт
Рериха к стилизации. В картинах — яркие, декоративные краски, формы
несуществующего мира кажутся подчас причудливыми, рисунок предельно
упрощённым, лаконичным. Эта стилизация уместна и необходима — она
усиливает впечатление сказочности и поэтической прелести нашего
народного искусства.
 Ведунья 1916 |