Гималаи (Горный пик, покрытый снегом) 1942
В высокогорной долине Кулу Николай Константинович провёл последние годы своей жизни. Здесь из-под его кисти вышли многочисленные пейзажи Гималаев.
Горы, горы, горы... Их образы стали для Рериха той художественной «речью», посредством которой он выражал свои философские размышления и осмысливал происходящие события. В них он воплощал как современное мироощущение, так и нечто от архаичного культа священных гор, которым поклонялись в молчании, с чистыми мыслями.
Как правило, работы Рериха с их широким разливом темперы и цветовыми плоскостями выглядят как нерукотворные. Однако есть у него и горные этюды, выполненные совсем в иной манере, где видна работа кисти, где её движение говорит об экспрессии мазка и эмоциональном настрое художника. Таковы «Горный пик, покрытый снегом» и «Горы на фоне жёлтого неба», написанные во время Великой Отечественной войны.