Божественная Мать в лице Сарасвати является шакти Брахмы. В индуистской Троице Брахма известен как Творец, что соответствует ипостаси Бога-Отца в западной Троице. Он — Божественный Законодатель, источник всего знания. Вместе Брахма и Сарасвати являются воплощением космической силы. Сарасвати известна как Богиня Речи. Ее отождествляют с Вач, Словом. Она олицетворяет красноречие и наставляет в мудрости Закона. Сарасвати является Матерью-Учителем для тех из нас, кто любит Закон, который поверяет нам Брахма; она — сила желания, воли и мотивации быть Законом в действии. Сарасвати представляет союз силы и ума, из которого возникает живое творение. Сарасвати иногда изображают с четырьмя руками, сидящей на лотосе. В одной руке она держит тексты священных писаний, в другой — цветок лотоса. Другими двумя руками она играет на вине — индийской лютне. Ее называют «Текущая» — источник, что творит Словом. Сарасвати также олицетворяет чистоту и облачена в белые одежды. Белый лебедь отображает ее трансцендентную природу и является символом духовного мастерства и совершенства. Сарасвати ассоциируют с речью, поэзией, музыкой и культурой, она известна как Богиня Знания и Покровительница искусств и музыки. Ее почитают как в индуизме, так и в буддизме. Для буддистов она — супруга Манджушри, бодхисаттвы мудрости. Буддисты взывают к Манджушри, прося даровать понимание, мудрость, овладение учением, способность толковать священные тексты, красноречие и память. Он работает с Господом Майтрейей. Иногда Майтрейю и Манджушри изображают вместе с Гаутамой Буддой, где Манджушри представляет аспект мудрости, а Майтрейя – аспект сострадания буддистского учения. Подобно Сарасвати, Манджушри наделяет даром озарения. В древнейших индуистских текстах — «Ведах» Сарасвати предстает богиней реки. В «Ведах» сказано, что Сарасвати являлась крупнейшей рекой в Индии, и, хотя в течение многих лет ученые утверждали, что это — не более чем миф, археологические раскопки, проводившиеся в 1985 году, обнаружили древнее русло реки, которое соответствует описанию Сарасвати. Эта великая река, шириной от шести до десяти метров в большей части сво¬ей длины, брала начало в Гималайских горах, несла свои воды на запад и там впадала в море. Ригведы именуют Сарасвати «лучшей матерью, лучшей рекой и лучшей богиней».404
Ее священный «корневой слог», или биджа, — Айм. Биджа-мантра зак-лючает в себе сущность Космического Существа, принципа или чакры.