
Ведущая 1924
Высоко в гору устремлённо поднимается женщина в белых одеждах. А за ней, держась за край её длинного одеяния, на коленях продвигается мужчина. Скалы своими вершинами тоже устремляются в небо, как бы молясь ему.
Елена Ивановна Рерих писала: «...Женщина должна настолько подняться сама духовно, нравственно и интеллектуально, чтобы увлечь и мужчину за собою. Помните картину Николая Константиновича "Та, которая ведёт" ("Ведущая"). Так женщина... должна стать не только полноправной сотрудницей в устроении всей жизни, но и вдохновительницей на жизненные подвиги».
Сама Елена Ивановна являлась высоким примером, конкретным воплощением этого предназначения женщины.

Ведущая 1932
«И опять на новую гору должна идти женщина, толкуя близким своим о путях вечных».
«И как апофеоз... духовного стремления, мне хотелось в картине "Ведущая" дать светлый облик женщины, ведущей искателя подвига к сияющим вершинам».
"Краски: синяя - мысль, розовая - сердце. Настоящая мудрость - если прошла через сердце. Картина построена на принципе треугольников. Треугольник - древний символ духовного развития человека. Чем выше поднимается человек, тем шире раскрывается мир, познаваемое, Беспредельность пути"».
«В картине "Ведущая", посвященной жене художника, на плане личной жизни Николая Константиновича и Елены Ивановны мы видим редчайшую гармонию взаимоотношений этой поистине уникальной супружеской пары, пронесенную ими по всему богатому и сложному жизненному пути, и роль Елены Ивановны, которая вела мужа на протяжении всего этого пути по горным вершинам духа. На уровне рассмотрения супружеской жизни вообще перед нами предстает образ идеальных взаимоотношений между мужчиной и женщиной. Также эта картина должна рассматриваться как образ возрождения женщины, пробуждения к осознанию своей ведущей роли в жизни человечества в целом. Ведь именно женщина на протяжении всей истории человечества вдохновляла мужчину на великие дела. По мысли Рериха, это явление должно стать знамением нашего времени, а для этого необходимо духовное возвышение женщины и осознание ею своего предназначения матери, воспитательницы, хранительницы чистоты очага и водительницы на крутых путях восхождения. Эта картина и образ, и призыв, и "пророчество". Она неисчерпаема, как философское обобщение, как универсальный символ, как притча, которую можно прилагать к самым разным ситуациям, на самых разных уровнях, получая целый спектр толкований, связанных воедино основной идеей».
Н.Д. Попов
Ведущая 1944
Нежно-розовые лучи восхода окрасили вечные снега горных пиков и коснулись одеяния женщины. Весь облик её устремлён ввысь, к самым высоким вершинам. «Недаром очищенное сердце зовётся вершиною»8, — сказано в книге «Сердце». Чистые помыслы и высокие духовные идеалы делают лёгким самый крутой подъём; фигура женщины изображена словно на взлёте, мы видим, как легка она в своём движении вверх — словно птица, готовая улететь.В картине выражен один из великих законов жизни: закон единства и сотрудничества двух начал — женского и мужского. Только вместе им суждено дойти до назначенных высот. Ведущая знает, куда вести, она знает, что «смысл и значение жизни — восхождение духа» (Е.И. Рерих). Подвиг, вдохновение, сотрудничество — эти сокровища приносит женщина на алтарь эволюции и ведёт за собой своего вечного спутника — мужчину. «Мыслитель говорил: "Мужи мудрейшие, ваши усилия будут тщетны, если не протянет вам руку женщина..."»
Пройдя вместе многолетний жизненный путь с Еленой Ивановной, будучи в путешествии по далеким Гималаям, 10 ноября 1941 года Рерих занес в дневник: "Сорок лет - не малый срок. В таком дальнем плавании могут быть извне встречены многие бури и грозы. Дружно проходили мы все препоны. И препятствия обращались в возможности. …Как всегда остаются не записанными лучшие переживания. Может быть и слов для них недостаточно. Нигде не записаны труды и познания моей Лады. Уже не говорю о философских достижениях. Кое-что из них вошло в письма к друзьям и было напечатано (под пятью псевдонимами)" .
Литературные псевдонимы Елены Ивановны Рерих: Н. Яровская (книга "Знамя Преподобного Сергия Радонежского"), Н. Рокотова (книга "Основы буддизма"), Т. Сундри (статьи и заметки в альманахе "Оккультизм и Йога"), Ж. Сент-Илер (сборник "Криптограммы Востока"), Искандер Ханум (составление и перевод сборника писем Махатм "Чаша Востока").
"Елена Ивановна была автором многих книг по
философии, по буддизму и до конца своих дней, я бы сказал до самого
последнего дня она работала, не прерывала этого своего замечательного
подвига".
С.Н. Рерих
Н.К.Рерих сразу почувствовал в своей жене Елене Ивановне ту Ведущую, которой он в будущем за успешное духовное водительство посвятил картину, именно так и названную: "Без тебя не сдвинуть этих громад, висящих надо мною. Помнишь ли в сказке требовалась молитва чистой девушки, чтобы спасти кого-то откуда-то. Чистая женщина невидимой рукой ведет мужчину далеко". На картине изящная, хрупкая женщина, изображенная в виде голубка, подаёт руку и помогает мужчине взбираться на вершину - вершину духа. У Рериха горы - символ духовного восхождения.