В современном мире мы часто встречаемся с плакатным искусством, которое буквально на каждом шагу атакует наше сознание. М.И.Калинин называл его массовым искусством, по той причине, что он рассчитан на массы. «Плакат добивается того, чтобы человек не прошел мимо него, а обязательно остановился», чтобы он посмотрел и понял, что находится перед ним, чтобы, обратив внимание на плакат, стал «разбирать» то, что там изображено. «И чем пристальнее народ будет смотреть, тем большего эффекта этот плакат достигнет».
Искусство плаката, как особого вида графического искусства, существует со 2-ой половины 19 в. До этого времени плакатом называли гравюры крупного размера с агитационной тематикой. Искусство плаката в наши дни многожанровое. Плакат бывает: политический, театральный, киноплакат, рекламный, цирковой и экологический.
Не так часто в наши дни можно встретить плакат исполненный художником в живописной форме, но можно встретить картины, которые по своей сути являются плакатом с рисунком, приковывающим внимание. Эти картины пропагандируют тот или иной образ мысли, идею, которая призывает вас к действию в данном направлении. Так можно рассматривать полотна таких всемирно известных художников как Томас Кинкейд с его множественными изображениями дверей и мостов соединяющих нас с прекрасным миром, художественным плакатом. Любой плакат может настраивать людей на определенное действие. Так Т.Кинкейд предлагает открыть дверь и войти в райский сад или подняться на высокую вершину и взойти по лестнице.
Знаменитый русский художник Н.К.Рерих также владел искусством художественного плаката и использовал плакат в защиту культурного достояния. В 1914 году он создал плакат «Враг рода человеческого», в котором он клеймит варварское разрушение памятников культуры в Лувене, Шантиньи, Реймсе. Плакат был разослан по армиям и военным зонам. Он обратился к верховному командованию русской армии и правительствам Франции и США с предложением обеспечить в военное время сохранность культурного достояния народов путем соответствующей договоренности между странами.
Н.К. Рерих рассматривал проблему охраны культурного достояния очень широко и призывал взять под защиту не только материальные объекты культурного наследия, в том числе природные, но и сотрудников учреждений культуры, а также распространить действие «охранных грамот» и на военное, и на мирное время. Само слово «Культура» Николай Константинович всегда писал с большой буквы и считал Культуру во всех её проявлениях главным богатством человечества и основным средством к улучшению жизни. «Мир через Культуру» — основной лозунг движения за принятие Пакта Рериха. Николай Константинович также говорил:
«Сначала опознаем и сбережём Культуру, а затем и сами банкноты страны станут привлекательными».
Политический плакат требует оперативный отклик на какие-либо события, экологический плакат обращает наш взор на состояние природы, но какой бы ни был плакат без исполнения художественных качеств он превращается в рекламу или призыв как например: «Вносите деньги в сберегательную кассу!»
Истинный плакат должен органически воплощать в себе единство формы и содержания. «Это может быть получено только в результате целостного и разностороннего психологического воздействия плаката на зрителя, путем обращения к его памяти, интересам, мышлению, эмоциональной сфере, навыкам восприятия, к творческим его возможностям, поскольку восприятие и оценка художественного произведения всегда включают элементы сотворчества»(6).
В плакатах обычно закладывается символика. Всякий знак или символ должен употребляться в соответствии его истинного значения, ибо они несут определенную смысловую нагрузку на наше сознание. Неправильное использование символов очень легко может нарушить живую связь с действительностью.
Современные плакаты далекие от искусства, называют «рекламными щитами». Хотя суть их остается прежней - это агитация сегодняшнего дня. Нам предлагают рассматривать, думать и выбирать. Глядя на рекламирующий гамбургер, вы можете остановиться и перекусить вместо того, чтобы ехать дальше. Тоже самое, можно сказать в отношении рекламных щитков с мороженным, шоколадом и прочими удовольствиями этого мира, которые пытаются остановить нас на пути к достижению нашей цели. «Плакат работает в условиях улицы, производственных помещений, мест отдыха и т. д. При этом его не снабжают надписью - указателем: «Остановись и посмотри!». Он добивается этого сам, обладая важным исходным свойством — способностью привлечь внимание зрителя. Если такое свойство отсутствует, плакат просто не будет замечен, и все усилия его создателей и распространителей пропадут даром. Поэтому знание и практическое использование художником-плакатистом психологических приемов привлечения непроизвольного внимания в значительной мере определяет успех его творческой работы».
Искусство плаката это, прежде всего искусство психологического воздействия на людей. Чаще всего истинная цель плаката прикрыта за прерванным действием, но глядя на бегущую лошадь можно всегда предположить, куда она бежит и где остановиться. Точно также непристойные позы полуобнаженных женщин, предлагают додумывать, что они этим хотят сказать и к чему призывают.
Внешняя видимость плаката – это всего лишь фасад рекламного щита, но за этим внешним всегда существует внутренний смысл, который хотя и не всегда правильно улавливается нашим внешним сознанием, но отпечатывается в подсознании, возбуждая старые скрытые записи проявиться на поверхности сознания. Поэтому надо понимать, что за картинками обнаженных женщин стоит осквернение Облика Божественной Женщины, Образа Матери Марии, которая является защитницей людей перед великим наказанием, нисходящим от Руки нашего Господа.
Сегодня мы живём посреди тех падших людей, которые используют плакаты для развращения светоносных душ, они кричат со всех рекламных щитов: «будьте современны! Не впадайте в фанатизм! Позвольте людям немного расслабиться: покурить, погулять, выпить и т.п. ничего им от этого не будет!».
Сознание людей мира бомбардируется анти-Божественной рекламой табачных изделий, вино-водочной продукции, и тому подобных вещей. И вы вряд ли сможете выглянуть из окна своего автомобиля, чтобы насладиться жизнью, потому что, вам сразу же бросятся в глаза их рекламные щиты, от которых просто некуда скрыться! Циклопей неоднократно говорил в своих диктовках об опасности мыслеформ и подсознательной рекламы, идущей через средства массовой информации, современное искусство, телевидение и кинематографию, которые содержат огромное количество сексуальной символики в рекламе.
В то же время немногие догадываются, по какой причине развешиваются и распространяются плакаты с лидерами какого-нибудь движения или какого-либо популярного артиста. «Так вот, некоторые из них уже прошли через Великий Суд и находятся в процессе распада. И теперь им просто необходимо пребывать перед публикой, потому что они должны каким-то образом получать энергетическую подпитку, что возможно благодаря аплодисментам, симпатии, многочисленным рекламным щиткам и журналам, рассказывающим об их личной жизни. А так же, благодаря всевозможным ухищрениям, включая сексуальную привлекательность, чтобы привлекать к себе жизненную силу, продолжая использовать её в своих искажениях»(5).
Поэтому очень важно, чтобы наряду с рекламными щитами в мир пришли художественные плакаты, которые бы возвышали сознание людей и направляли их к добродетельной жизни.
Поэтому организация конкурса эзотерического плаката Санкт-Петербургской группой мне кажется очень актуальной в наши дни. В конкурсе участвовало 6 человек, представивших 31 работу. Только 6 работ не отвечали условиям проведения. Мы представляем вашему вниманию три работы, которые стали победителями, а также работы которые нам показались наиболее интересными, хотя и не заняли призового места.
Антонида Бердникова 3 января 2013 г.
|