В огромном наследии Рериха среди работ на темы
героического эпоса наибольший интерес представляет так называемый
«Богатырский фриз». Он был создан еще в 1910 году в Петербурге для
столовой в доме Ф.Г.Бажанова (ул. Марата, 72). Этот фриз состоял из 7
больших панно. Высота панно — 2,03 м. Общая длина больших панно — 25,75
м. Кроме того, над окном и на оконных наличниках было размещено еще 12
декоративных полотен значительно меньшего размера.
Фриз начинали два панно, расположенные по
сторонам от дверного проема, — «Баян» и «Витязь». Баян с гуслями поет о
подвигах русских богатырей. Его слушает молодой витязь. Оба панно как бы
предваряли собою образный мир всей серии в целом, служили своеобразным
прологом к ней.
...Парные панно «Баян» и «Витязь» по своей
тематике также могут вызвать в памяти одну из поздних картин В.Васнецова
«Баян» (1910). Но и они, разумеется, исполнены в совершенно иной
живописно-пластической системе. Полотна имеют четкое, кулисное
расположение планов. В этом отношении они близки многим эскизам
декораций, выполненных Рерихом для театра. Произведениям присущи
некоторая фресковая условность цвета и плоскостность форм. Рерих не
пользовался светотеневой моделировкой, достигая ощущения объемности
другим путем.
Благодаря многослойности живописи достигнуто
богатство различных оттенков цвета, усилилась его светоносность. Синий
подмалевок записан не полностью. Во многих местах он образует
своеобразный широкий контур вокруг изображенных предметов и
воспринимается как глубокая тень. Светоносность палитры и синие контуры
создают особое образное ощущение объемности. Отдельные детали в панно
также исполнены с учетом особенностей монументальной живописи. Так,
например, цветы и травы орнаментальны по рисунку и несколько условны по
цвету. И все это подчинено единой цели — созданию
монументально-декоративного образа. Подобные же приемы характерны и для
других, полотен. Весь фриз в целом по своему образному строю
воспринимается как своеобразная богатырская симфония в живописи.
«Богатырский фриз», воскрешающий былинные образы,
заключает в себе и ярко выраженную философскую концепцию художника.
Полотна создавались в очень трудный для России период. Художник работал
над ними с 1907 по 1910 год, то есть после разгрома первой русской
революции, когда свирепствовала реакция и многие представители
интеллигенции переживали период отчаяния и неверия в будущее. Рериху был
свойствен исторический оптимизм. В «Богатырском фризе» в образах
былинных богатырей он утверждал свои мысли о народе, славил его трудовой
и ратный подвиг, силу, красоту, талантливость и тем самым смело
прогнозировал его будущее.
...Его единственная осуществленная
монументально-декоративная работа, не связанная с церковными росписями, —
«Богатырский фриз». Но и он, выполненный для частного дома, был скрыт
от народа.
В советское время дом Бажанова был отдан под
общественные учреждения, и «Богатырский фриз» смогли увидеть наконец
многие зрители.
В годы Великой Отечественной войны в условиях
блокады панно были повреждены. Весь фриз покрылся толстым слоем копоти.
Особенно пострадало панно «Вольга». Кроме сильного загрязнения, на нем
оказался также утраченным правый нижний угол холста размером 52 X 36 см.
В 1964 году «Богатырский фриз» был передан в
Государственный Русский музей. Большую работу по его восстановлению
провел старший художник-реставратор К. В. Бернякович . Он очистил холсты
от поверхностного загрязнения, заделал прорывы и многочисленные
проколы, укрепил участки осыпей красочного слоя и тонировал их. Полотна
после реставрации впервые экспонировались в музее на юбилейной выставке
художника осенью 1974 года. Сбереженные и сохраненные народом в тяжелые
годы войны, они вошли в его жизнь, в то будущее, о котором страстно
мечтал художник и которому посвятил все свое творчество.
Баян (эскиз декоративного фриза) 1908Баян 1909Витязь 1910Вольга Святославович 1910Илья Муромец 1910Микула Селянинович 1910Садко 1910Соловей-разбойник 1910
|