«МОЦАРТИАНА» – связь времен
«Моцарт есть высшая, кульминационная точка,
до которой красота досягала в сфере музыки».
П.И.Чайковский
Невидимой ниточкой музыка связала двух гениальных композиторов XVIII и XIX веков – Моцарта и Чайковского.
В раннем детстве мама научила юного Чайковского играть на рояле, при этом она еще и прекрасно пела. Его папа замечательно играл на флейте и организовал любительский музыкальный кружок из сослуживцев. Звуки из опер Моцарта, Доницетти и Россини покорили сердце юного гения, он испытывал «святой восторг», когда дома в детстве слушал механический орган (оркестрину), игравший фрагменты «Дон Жуана». И вот уже в возрасте пяти лет Петр самостоятельно «фантазирует» на рояле на темы любимых композиторов. Особенно Чайковский боготворил Моцарта. В его музыке он видел идеал совершенной красоты. Позже П. Чайковский писал: «Тем, что я посвятил свою жизнь музыке, я обязан Моцарту… Он заставил меня полюбить музыку больше всего на свете».
В 1884 году, прогуливаясь с братом по Тифлису, Петр Ильич говорит о музыке Моцарта:
«Не спорю, он, как никто другой, популярен в России, однако ж есть такие его произведения, о которых даже наши самые просвещенные музыканты не ведают. Все, выходящее из-под его пера, открывает неведанный дотоле горизонт высшей музыкальной красоты, которая не потрясает, но пленяет, радует, согревает душу. Я составлю сюиту из мелких сочинений Моцарта в современной обработке, что даст повод к более частому исполнению этих жемчужин музыкального творчества, непритязательных по форме, но преисполненных недосягаемых красот. Одним словом, это будет самая неподдельная старина, но увиденная глазами нынешнего человека».
«Моцартиана» была создана в 1887 году в память столетия первой постановки оперы Моцарта «Дон Жуан». Моцартиана – это четыре пьесы В.А.Моцарта, которые П.И.Чайковский переложил для симфонического оркестра, оставив их практически без изменений. И все же пьесы предстают в сюите в новом облике. «Старина в современной обработке» - так характеризует сюиту № 4 сам крмпозитор.
Первая часть сюиты — маленькая жига для клавира – быстрый старинный народный танец кельтского происхождения, сохранившийся в Ирландии. В старых сюитах его ставили в конце произведения. Петр Ильич ставит эту композицию в начале произведения, чтобы чувствовался праздник, настоящий музыкальный пир.
Вторая — менуэт для клавира (маленький шаг) – старинный французский народный танец.
Третья — мотет Ave Verum Corpus для хора, струнных инструментов и органа (инструментован по фортепианному переложению Ф. Листа) – единственное законченное церковное произведение В.А.Моцарта, созданное в последний год его жизни.
Четвертая — десять вариаций для клавира на тему из оперы К. В. Глюка «Пилигримы в Мекку».
«Публика была необычайно восторженная, — писал композитор брату. — Поднесли несколько драгоценных подарков и множество венков».
«Подобного восторга и триумфа я еще никогда не имел», — скажет композитор после общедоступного, по низкой плате, концерта, где тоже дирижировал «Моцартианой».
Великий норвежский композитор Эдвард Григ напишет по поводу «Моцартианы»:
«Русский композитор Чайковский с тонким умением и с большим тактом собрал часть более или менее известных хоровых и фортепьянных вещей Моцарта в одну оркестровую сюиту, облаченную в современную инструментовку… Против такой модернизации, предпринимаемой для проявления чувства восхищения, возразить ничего нельзя».
Сюита «Моцартиана» по праву считается одним из наиболее светлых и умиротворённых произведений Чайковского.
В XIX веке «Моцартиана» стала первым симфоническим циклом, полностью состоящим из заимствованных пьес. А в наше время сюита является подлинным памятником великому Вольфгангу Амадею Моцарту – классическим произведением.
|