Тайная сила древней музыки Индии
Музыка древних арийцев, почти исчезнувшая из Индии, достойна полного внимания и изучения.
Каждая школа — итальянская, немецкая и древнеарийская — родилась в свой особенный период, развилась в своем исключительном климате и при совершенно различной обстановке. И как всякая из этих школ имеет свою особенность, а для своих последователей и прелесть, так школа Индии не представляет собою исключения. Только в то время, как европейцы приучены к мелодиям Запада и хорошо знакомы с европейскими школами, музыкальная система, как и многое другое в Индии, европейцам мало известна.
Музыкальная система Индии (особенно древнеарийская) – величайшее искусство, она отвергает в своих мелодиях все звуки, не входящие в реестр живых голосов в природе. В Индии музыка природы является первою ступенью к музыке искусства.
Индусы обязаны своей музыкой одной живой природе, а не неодушевленным предметам. Древние арийцы, в высшем значении этого слова, пантеисты ; поэтому и музыка их, так сказать, пантеистическая. Но вместе с тем она и в высшей степени научная. С самой колыбели человечества арийские народы, вышедшие первыми из младенчества, стали прислушиваться к голосам природы и нашли, что обе, мелодия и гармония, соединяются лишь в одной нашей великой матери. В ней нет ни фальшивых, ни искусственных нот, и вот человек, венец ее создания, пожелал подражать ее звукам. В совокупности все эти звуки (по единодушному показанию европейских физиков) сливаются в один тон, который мы слышим, когда умеем прислушиваться, в неумолкаемом шелесте листвы больших лесов, в журчании вод, в реве океана и бури, и даже в отдаленном гуле больших городов. Этот тон — средний F, основной тон во всей природе. В мелодиях Индии он служит исходной точкой, которая воспроизводится с первой ноты и вокруг которой группируются все прочие. Верхние, нижние и средние ноты имеют каждая своего типического представителя в животном царстве; что козел, павлин, бык, попугай, лягушка, тигр, слон и т. д. имеют, каждый из них, свою особенную ноту, наши предки стали прислушиваться и нашли, что всякая из этих нот соответствует одному из семи главных тонов. Так была открыта и основана октава. На подразделения же и размер их навели сложные звуки тех же животных.
В Индии существует сотни санскритских рукописей о музыке, никогда еще не переведенных на другие языки. Возраст этих трактатов от 4000 до 8000 лет. Музыку связывали с началом творения мира, его продолжением и концом. Музыкантам отводилась роль пророков, так как считалось, что только посредством музыки можно вознести душу над рамками земной жизни.
С чем же связано восприятие музыки народами Индии?
Физиологически и даже психологически мы все явились на свет из одной и той же мастерской природы, имеем одно начало. Однако, воспитание, которое принято в наших обществах, выворачивает природу человека в ту или другую сторону, изменяя не только умственное, но и душевное направление его: в иных случаях совершенно погашая в нем божественную искру, в других — раздувая и даже превращая ее в неугасимый маяк, служащий путеводною звездой его умственных способностей на всю жизнь. Вследствие совершенно своеобразного воспитания, в умственном и психическом, особенно в психическом отношении, народы Индии и Европы диаметрально отличаюмся один от другого, представляя как бы два различных вида в природе.
Изменяя воспитание души, вы изменяете ее способности. Там, где она прежде наслаждалась, усматривая нечто вполне недоступное иначе воспитанной душе, она уже не чувствует ничего кроме скуки и пред нею является один хаос...
Ухо индуса приучено веками схватывать один род комбинаций слуховых волн или атмосферических вибраций, а ухо европейца привыкло к другому роду; поэтому где душа первого наслаждается, там душа последнего не чувствует ничего, а уши страдают.
С этим связано что многие европейцы не понимают музыку Индии, а народы Индии не приемлют европейскую музыку. Например, Гулаб Лалл Синг (образ Учителя М.) предпочитал простые туземные мелодии всем произведениям лучших художников в Европе.
Многое — почти все в Индии связано с философией религии Вед, в том числе и музыка. Согласно Вед все звуки в природе, и музыка находятся в прямой связи с астрономией и математикой, то есть с планетами, знаками зодиака, с солнечным и лунным течением и с числами; а особенно с тем, в самом существовании чего европейские ученые еще не совсем уверены, с акашей, или эфиром пространства. Учение о «музыке сфер» родилось в древней Индии, а не в Греции, или Италии, куда его ввез Пифагор лишь по окончании своих занятий с гимнософистами Индии. И, конечно, лучше кого бы то ни было, и до, и после него, знал этот великий философ, — единственный из западных мудрецов, открывший до Коперника и Галилея гелиоцентрическую систему мира, — насколько малейший звук в природе зависит от акаши и ее соотношений. Одна из четырех Вед, «Самаведа» (что в переводе означает «веда мелодий»), вся состоит из пения. Это — собрание гимнов и мантр, воспеваемых во время жертвоприношений «богам», то есть стихийным силам. Понятно, что при знакомстве с естествознанием (а древние жрецы Индии если и не были знакомы с естественными науками по новейшим методам химии и физики, зато знали много такого, до чего современные ученые еще не добрались), жрецы подчас и заставляли стихийных «богов» или слепые силы природы отвечать их молитвам различными знамениями. В этих мантрах каждый звук, малейший переход рассчитан и имеет свое значение; а, имея причинность, должен иметь, конечно, и свое действие. «Учение о звуке, говорит профессор Лесли, есть бесспорно самое неуловимое, тонкое и сложное изо всей серии физических наук». А если кто когда уловил в полном совершенстве это учение, то, конечно, это древние «риши», философы и святые древней Индии, оставившие в наследство Веды...
Поэтому никакого сомнения, что самый высокий и чистый из музыкальных стилей древности принадлежит Индии.
Индийское музыкальное мышление в корне отличается от европейского. Его основой стала концепция раги (от санскритского «краска», «окрашивать», но также и «чувство, страсть»).
Мелодический строй раги подчинялся её содержанию. Раги были призваны вызывать у слушателя определённые чувства и состояния: любовь, веселье, отвращение, гнев, удивление, успокоение. Некоторые раги наделялись магическими свойствами: способностью вызывать дождь, пожар и т. д.
Исполнение определённых рага предписывалось в предустановленное время суток (раги раннего утра, заката солнца, сумерек и т.д.) и года, подчинялось движению светил и т.д. Если данная рага не совпадает с предопределённым для неё временем звучания, то композиция, по мнению древнеиндийских философов и музыкантов, может оказать вредное воздействие на человека, вплоть до возникновения у него смертельной болезни.
Баджаны (мантры) – это старинная ветвь индийской музыки, произошедшая от самого древнего течения – раг, через которую певец восхваляет Бога, выражая свою любовь к Нему.
Вся эстетико-философская система древней индийской музыки призвана гармонизировать и соединить в неразрывном целом Космос, Звук и Человека.
Составлено по книге Е. Блаватской «Из пещер и дебрей Индостана»
Скачать_Rags.zip
|